ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

от года до трех лет

 

Ссылки по теме:

 

Ребенок от года до трех лет… Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьишках). И, конечно же, кризис трех лет.

Развитие человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».

Почему люди отсчитывают возраст малыша так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки; большие детки – большие бедки». А слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.

Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития? Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследований и научных работ по проблемам и особенностям развития детей любого возраста достаточно, но где их найти рядовой маме? Можно прислушиваться  к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следую той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Интуитивный путь проб и ошибок длиной в 7 лет пройден мной и моими тремя детьми, и было удивительно видеть, к чему приводят наши усилия. В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим законам природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца? Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета («так все делают», «меня так вырастили», «кто-то так говорит»). Поэтому  хочу выразить особую благодарность Елене Павловне (центр «Рожана»), читавшей в начале августа в Новосибирске этот курс «Мать и дитя: от года до трех», который позволил мне структурировать ощущения, догадки, вычитанные и ранее неизвестные знания и свести их в некую обоснованную систему.

 

Итак, вашему малышу один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становиться самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных программой развития:

ü      Развитие нервной системы

ü      Развитие иммунной системы

ü      Развитие сердечно-сосудистой системы

ü      Формирование пищевого поведения

ü      Формирование полового поведения

ü      Первичная социальная адаптации

 

Развитие нервной системы является самой важной задачей. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на 80%. В самом деле – это впечатляет! Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Для развития нервной системы необходимо не только достаточное количество витаминов и микроэлементов. Главное – чтобы ребенок получил как можно больше сенсорной информации. Вспомните, сколько нервных точек, находящихся на ладонях, ступнях, и других частях тела связаны с мозгом. Ребенок должен все рассматривать, щупать, нюхать, облизывать и слушать. Дайте ребенку свободу познавать мир. Вам самой будет любопытно посмотреть, что он с этой обычной вещью вытворит. Чего стоит одно надевание горшка на голову вместо шляпы!

Развитие иммунной системы происходит через тренировку. Организм ребенка готов к тому, что вся бытовая грязь окажется в детском ротике. Это даже необходимо, иначе выращенный в стерильной обстановке ребенок легко заболевает, ведь его иммунитет не развился. Если ребенок подобрал вещь с пола и засунул в рот – меня это не смутит, потому что ничего опасного он не найдет. Пол я мою, и комья грязи с обуви там валятся не будут. Также как и таблетки, или стиральный порошок. Пускай ребенок играет с кошкой, если она домашняя и даже на лестничную площадку не выходит. Разумеется, на улице такое недопустимо. Но надо давать ребенку возможности покопаться в песке, в опавших листьях, поваляться в снегу… Запрещая брать в рот окурки и гладить бродячих собак. Потом вы вернетесь домой, и отмоете свое чадо. 

Для полноценного развития сердечно-сосудистой, а также дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата ребенка ему следует много двигаться. Кто не знает лозунга – «Движение это жизнь!». В возрасте до 3 лет активно развивается капиллярная сеть кровообращения. Движение также укрепляет крупные сосуды, подходящие к сердцу, улучшает кровоснабжение внутренних органов, тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений. Дети от года до трех любят качаться, кружиться, мотать головой и свешиваться с разных предметов головой вниз. А мама должна обеспечить этим маленьким шустрикам безопасное, чтобы избежать травм, пространство. И лучше всего не создавать его специально, а использовать имеющееся дома или в природе приспособления. Например, диван, стол и стулья, на которые малыш может залезть, деревья на улице. А еще лучше – мама или папа, которые его раскачивают, дают залезать на колени (а дальше на плечи), и крутятся вместе с ним в одну, а затем в другую сторону. И обязательно место для бега, иначе ребенок просто будет бегать по кругу, как звери в клетке.

В возрасте от года до трех лет у ребенка проходит первичная социальная адаптация и формируются основные стереотипы поведения, которые впоследствии будут ведущими. Их качество кардинальным образом зависит от поведения взрослых. Основой стереотипов и норм поведения ребенка являются стереотипы и нормы, которых придерживаются взрослые. Поддерживающее окружение, спокойная семейная обстановка обеспечивают малышу возможность успешной первичной социальной адаптации и формирования у него базы для основных морально-нравственных понятий, таких как чувство сострадания, стремление к справедливости, искренность, общительность, контактность, уверенность в себе.

Задачи формирования пищевого и полового поведения ребенка обычно вызывают у мам повышенное внимание. Как прикармливать и как приучить к горшку – самые частые вопросы молодых мамочек. По каждому из них можно написать не только отдельную статью, но целую книгу. При этом, если не противиться программе развития, то приучение к общему столу и горшку происходит как бы само собой, между делом.

Формирование пищевого поведения включает в себя как адаптацию к инородной (не маминому молочку), твердой пище и переход на питание продуктами с общего стола, так и формирование первых навыков поведения за столом и умение пользоваться посудой. Некоторые навыки не приходят сами собой, им приходится учиться. И к таким навыкам относятся умение жевать, общаться с ложкой, вилкой, чашкой, а также различными видами пищи. Как много проблем возникает вокруг еды – и мой ребенок совсем не ест, и мой все время ест, и мой не ест кашу, а мой не пьет чай, и мой давится мясом, а мой пьет только из бутылочки, и мой разбрасывает все по столу или сидит по полчаса над каждой ложкой. И ведь всего этого можно избежать, если следовать самым простым принципам формирования пищевого поведения. (Приведу только три главных моих принципа. Они обязательны для исполнения даже моей младшей, несмотря на то, что у нее аллергия и ей всего один год.)

1.      Кормить только когда ребенок хочет есть.

2.      Кормить тем же и также, как всю семью

3.      Показывать пример поведения за столом

Эти простейшие принципы позволяют не только избежать проблем и переживаний из-за «отсутствия аппетита» и «безобразного поведения за столом», но и значительно упрощают жизнь. Например, когда нет времени (или денег) на специальную еду для малыша, можно покормить его обычным в вашем доме блюдом (если конечно это не бутерброды и яичница, но тут уж надо задуматься над коррекцией вашего рациона). Если ребенок отказывается доедать суп, я спрошу его «Ты наелся?», и, получив утвердительный ответ, доем остатки супа сама. А ребенок выпьет компот, скажет «спасибо», уберет посуду и побежит играть. Все довольны. Однако до ужина он не получит никаких «кусков», так же как и я сама. Что касается последнего принципа, то вы сами должны определить, станете ли придерживаться тех правил, исполнения которых требуете от малыша. Если папа не в силах отказаться от чтения газет за столом, то сын притащит за стол книжку. Если никто не говорит «приятного аппетита» дома, то в гостях вы не заставите ребенка это сказать. Ребенок подстраивается под среду, поэтому «Начните перестройку с себя!», если вас что-либо не устраивает в его поведении. И это касается не только пищи.

Главная цель задачи формирования полового поведения ребенка в возрасте от года до трех лет – установить контроль за сфинктерами и приобрести социальные навыки мочеиспускания и дефекации. Этот этап в формировании полового поведения особенно важен, поскольку он является основой сексуального здоровья и профилактикой психосексуальных расстройств. От успешности его прохождения зависит в дальнейшем процесс идентификации с полом (совершается к 5-7 годам) и само половое поведение (в юношеском возрасте). Этот этап наиболее сложен и ребенок осваивает его постепенно, шаг за шагом приобретая определенные навыки.

До года ребенок осознает сначала, что «процесс» происходит у него, а затем устанавливает связь между действием и продуктом действия. Он размазывает лужицы, шлепает по ним руками. Затем начинает заглядывать вниз, определяя, где это у него происходит. Наконец, после года начинается овладение контролем над функцией – малыш писает в разных местах (забирается под стол или в угол) и на разных поверхностях (на подушки, в баночки). Моя годовалая Маруська очень любила встать над горшком, не снимая штанишек сделать свои дела, а затем вылить содержимое из горшка на кофточку. В результате мокрыми оказывались кофточка, штаны, горшок и еще на полу лужица оставалась. После 1,5 лет функция приобретает социальную окраску; ребенок смотрит, как это делают другие – родители, братья и сестры. Именно в этот момент ребенок и приходит к горшку. Раньше на горшок его можно было только усадить. Теперь же малыш бежит к горшку сам, да еще и устаивается на нем со всеми удобствами. Он берет с собой игрушки, книги, поет специальные песни, встает в определенном порядке – функция становится ритуалом. И вот когда этот ритуал доведен до совершенства, повторяется каждый день по много раз, ребенок начинает относится к нему как к обыденному и привычному делу.

Принципы приучения к горшку также просты, как принципы формирования пищевого поведения:

1.      Позволяем ребенку ознакомиться с процессом.

2.      Не заставляем, если не хочет.

3.      Относимся как к естественному процессу.

Мамы (а также и вся остальной семья) не должна проявлять чрезмерных эмоций по отношению к горшку. Горшок не должен быть центром эмоций, он обычный бытовой предмет, такой же, как диван или тарелка. Что такого ужасного, когда ребенок намочил штаны и хлюпает ручками в луже? Намочил – переоденем, лужу вытрем и руки вымоем. Не стоит развивать у ребенка чувство отвращения к своим действиям и их продуктам, ведь для малыша это часть его самого. Если ребенок правильно воспользовался горшком, то мама должна отметь, что это хорошо и правильно, а восторги по этому поводу могут вызвать неверную реакцию – ребенок начинает садиться на горшок просто так и потом вскакивать, требуя очередных восторгов мамы. Ребенок учится на примерах, и поэтому нет ничего предрассудительного, если он смотрит, как мама или старший ребенок «это делает». Мы просто показываем ему, что и как делают все, а затем доводим до него принятые в обществе правила по отношению половым вопросам. В обществе не принято появляться голым, и мы всегда одеваемся перед выходом на улицу. Если сын меня увидит раздетой, то я не смущусь, а попрошу «Выйди, пожалуйста, мне надо переодеться». Легко приучить ребенка просить, когда надо, не «а-а» или «пи-пи», а «Мне надо в туалет»; и вам не придется смущаться его поведения в трамвае или в театре. Чем спокойнее мама относится к вопросам полового воспитания, тем легче проходит знакомство ребенка с этой стороной жизни.

 

Все указанные задачи должны пониматься мамой, чтобы ребенок не остался наедине с проблемой их разрешения. Но мама должна помогать, а не заставлять и приучать. Одна женщина говорила: «Из меня выйдет хорошая мать» и добавляла «Потому что я ленивая». Я заменила бы слово «ленивая» на «занятая». Занятая мать не станет кормить ребенка по часу, не будет долго уговаривать сходить на горшок. Она даст ему кастрюлю и ложку, пока будет готовить ужин. Вручит газету и ножницы, пока будет шить. Не станет бегать за ребенком с тряпкой в руках и мыть полы и мебель (не говоря уж об игрушках) по три раза в день с хлоркой. На улице ребенок у занятой мамы не доберется до урны и не успеет зайти в лужу по колено, потому что ей надо не «прогуливаться», а зайти в магазин. Одним словом, ребенок будет при маме, но никак не мама при ребенке. Мама является главным организатором в жизни маленького ребенка.

 

Если все происходит в соответствии с программой развития, то к трем годам ребенок каждое утро просыпается довольным и счастливым, занимается своими делами. У него отсутствуют агрессивность и тревожность, настроение ровное и спокойное, плачет он только по серьезному поводу. Он трудолюбив и целеустремлен, адекватно реагирует на раздражители. Имеет определенные культурные и бытовые навыки, способен себя обслужить и несет за себя ответственность. Ребенок должен быть физически здоров. Он обладает способностью к партнерству, то есть умеет выслушать, объяснить и понять другого человека. Все это необходимо, чтобы уметь вести себя в группе, для перехода ребенка в группу; и является основой для развития в дальнейшем полноценной социально-адаптированной личности. Оценить результат развития можно не раньше достижения человеком 30 лет, а в этом возрасте коррекция допущенных ошибок возможна лишь усилиями самого человека, большой работой над собой. А наиболее серьезные последствия имеют ошибки, допущенные именно в раннем возрасте. Давайте совершать как можно меньше ошибок в воспитании с самого рождения, чтобы нашим детям не пришлось сталкиваться с проблемой их исправления.

 

2004 г.

 

 

Центр материнства и поддержки грудного вскармливания

«Мамин дом» г. Новосибирск

www.mamin-dom.ru

 

Сайт сибирских родителей

www.sibmama.ru

 

Центр перинатального воспитания
и поддержки грудного

вскармливания "Рожана".

www.rojana.ru

 

 

 

вернуться



Hosted by uCoz