Поход с детьми на Поднебесные зубья.

Идея похода с детьми возникла не на пустом месте. Еще в школьном возрасте я сама ходила в походы, как пешие, так и горные, лыжные, многодневные и не очень.

И уже в 2000 году мы отважились на поход с ребенком – сыну тогда было 2 года и 7 месяцев. Мы взяли палатку, собрали два рюкзака и Яську. Сам он тогда прошел очень мало, большую часть похода гордо восседая на папе. Зато очень был счастлив есть приготовленную на костре пищу, помогать ловить рыбу, ставить палатку, и собирать ягоды.

После рождения дочек возможности активного отдыха резко сократились, но мы уже знали, что нет ничего невозможного. И дождавшись, когда младшей исполнилось 1,5 года, на семейном совете решили летом отдохнуть не на даче, а на Поднебесных зубьях. Всей семьей.

Выбор места похода был не случаен. Во-первых, это очень красивое место – горные речки, стройные пихты, а в цирке Зубьев даже летом бывают снежники (для детей снег летом – одно из незабываемых впечатлений). Во-вторых, это не так далеко, как Байкал, Тянь-Шань или даже Алтай, и не так дорого. И в-третьих (и главных), за последние пять лет на Поднебесных зубьях построили туристские приюты, где можно переночевать под крышей, в тепле, что очень важно, когда группа состоит на большую половину из детей дошкольного возраста.

Наличие детей также сказалось на списке собираемых вещей и продуктов. У сына был свой рюкзак, в котором лежали его личные вещи и часть общественного груза: мешок сухарей, печенье и пакет с умывальными принадлежностями. Девочки в силу юного возраста выехали налегке. А вот на нас с мужем легли спальники, котел, продукты на четырех с половиной едоков, аптечка, плюс вещи и обувь для Насти и Маши. Посмотрев на получившуюся кучу, мы приняли решение для облегчения рюкзаков оставить дома палатку, и обойтись ночевками в приютах.

И вот мы выехали – поезд до Новокузнецка, дорога занимает одну ночь. Рано утром мы пересели на электричку до Междуреченска, а в Междуреченске – на электричку до Бискамжи. Вот тут мы и пожалели, что не поехали в будний день – народ не просто сидел друг у друга на голове, а даже не весь смог войти. Мы пролезли до скамеек, на которых сидела группа сплавщиков – тоже с двумя детьми лет по шесть. Меня усадили, на колени я взяла Настю и Машу, а Ярослав с мужем стояли там, где застряли рюкзаки. Однако чем дальше от Междуреченска, тем свободнее становилось и скоро мы уже сидели рядышком и хрустели сушками и яблоками. На станции Лужба вышли практически все, кто еще остался – там были и скауты, и группы школьников из всей Кемеровской области, и туристские группы, и просто местные рыболовы. Все мы дружно переправились через Томь (там лодочная переправа) и разошлись в разные стороны.

На этот день я не планировала пешего перехода, потому что время было уже 11 часов, солнце светило во всю, а после обеда Маше надо спать. Поэтому мы зашли на приют «Кузбасский», к Михаилу Михайловичу Шевалье – замечательному доброму «дядьке», одному из первых организаторов туристских приютов и патриота Поднебесных зубьев. Здесь нас поселили на втором этаже домика, накормили обедом, напоили чаем, и всячески удивлялись возрасту детей. Особенно их поразила Маша, которая, как следует выспавшись после дороги, носилась по поляне и требовала пустить ее в баню, нырять в небольшой бассейн с Ярославом. Жара стояла, как в Африке, 43 градуса, и мы ничуть не пожалели, что потратили день на отдых.

Утро следующего дня предвещало теплую погоду, а небо было слегка затянуто облаками. Быстренько позавтракав, мы двинулись на наш первый переход – 11 км до приюта «Рубановский стан», около 8 км по дороге и 3 км тропы, все исключительно вверх.

У начала дороги вдоль реки Амзас стоит указатель со стрелками, возле которого мы сфотографировались. Самая верхняя стрелка «Мазаевский стан 39 км»    самый дальний  пункт, до которого мы хотели дойти. Есть еще «Адмиральский» приют, но он находится за перевалом, и мы решили не рисковать. И вообще – мы же просто отдыхаем!

Итак, мы поднимались по дороге. Ярослав самоотверженно нес свой рюкзак. Маша ехала верхом – на папе, потом на маме. А Настя некоторое время шла пешком за руку с папой. Нас предупредили, что по дороге есть два мостика, которые будет довольно сложно преодолеть. Машины в этих местах просто переезжают реку вброд, а для людей в одном месте сооружено нечто наподобие железнодорожного моста, где роль опоры и перил играют рельсы, а в другом мост пока вообще не построен и просто натянуты два железных каната.

Когда я увидела первый мост… а до него мы дошли через 30 минут… я поняла, что передать это словами нельзя. «Перила» стоят домиком – сначала они низко, к середине реки поднимаются выше головы, а потом снова спускаются. Переправились мы в три захода – я перенесла Машу, муж перетащил Настю, а потом помог пройти Ярославу. Настя была настолько вдохновлена, что на другой стороне потребовала и дальше везти ее J Так и вышло – дальше она ехала на муже, зато скорость нашего движения увеличилась. Но мы беспокоились, как пройдем второй мост.

И беспокоились не зря. Второй мост занял у нас почти 40 минут. Сначала мы думали перейти реку вброд. Но глубина выше колена нам с мужем для Ярослава была бы по пояс, а нести на спине 25 кг по скользким камням боязно. И мы переправились по канатам – практически как в загадке про козу, волка и капусту: сначала муж с моим рюкзаком, затем он вернулся, переправился со своим рюкзаком и Ярославом (на Ярослава надели обвязку, и прицепили к канату страховку). Затем сын остался караулить рюкзаки, а муж вернулся караулить Машу. Переправились мы с Настей – Настя в обвязке, на страховке, вместе со мной (ногами между моих ног и руками между моих рук). У группы туристов, которая в это время подошла на противоположный берег, челюсть отвалилась – трехлетний ребенок, радостно хихикая, прошел по мосту, по которому некоторые девушки отказывались идти! Наконец, оставив Настю и Ярослава с карамельками во рту и наказав «сидеть на месте, к реке не подходить», я бегом вернулась к Маше, муж бегом перешел к старшим детям. И мы переправили Машу (фотографии нет, чтобы не нервировать бабушек), но если на словах, то она висела привязанная на груди. Самый сложный и даже самый опасный участок маршрута был пройден.

Дальше идти стало намного легче. Правда, выглянуло солнце, стало припекать, вышли на охоту разные кровососущие насекомые, и дорога пошла круче в гору. Зато вокруг вдоль этой дороги все цвело, летали просто стаи бабочек, все встречные люди здоровались. Если вы еще не знаете, то в горах есть несколько правил вежливости; одно из них – приветствовать всех встречных. Ведь в горах их не так уж и много. А еще очень хорошее правило – уступать дорогу идущим в гору. Поскольку мы шли в гору, нам все и уступали J. Муж ловил капустниц для детей, мы набрали лист черной смородины для чая; в горах смородина пахнет гораздо сильнее, смолистее что ли. В какой-то момент Маша стала просто засыпать – на привале она уснула, лежа на рюкзаке. Мы пытались нести ее, соорудив из ветровки подобие слинга, но надолго меня не хватило. В результате обед мы устроили до планируемого места, просто упав рядом с речкой. Уже на обратном пути мы заметили, что в месте нашего первого обеда стоит стрелка-указатель «Рубановский стан 5 км». Хорошо, что тогда мы ее не видели J. Зато пока мы перекусывали небо затянули облачка, и стало не так жарко. Маша проснулась и повеселела, ей очень понравилось сидеть на рюкзаке. Настя даже согласилась немного пройти пешком. Ярослав был рад, что на обед раздали печенье, тем самым облегчив его рюкзак. И все дети с восторгом пили воду прямо из реки – разве в городе такое возможно?

Пройдя мимо старого, но снова разрабатываемого талькового карьера, мы добрались до тропы, ведущей уже на сам перевал Шорский. Перевал этот в народе еще называется перевал Дураков, потому что находится в отроге пика Дураков. Многие люди, приезжая отдыхать, забираются на пик, считая, что забрались на гору Большой Зуб. На самом деле пик Дураков лишь самая крайняя вершина в хребте Тегертыш.

По тропе, идущей вдоль ручья, мы поднялись к небольшому болоту, которое занимает практически все седловину перевала. Настя очень бодро шла пешком, аккуратно перешагивая корни. Совсем чуть-чуть пройдя вниз, мы увидели крышу приюта «Рубановский стан». На самом приюте уже была группа школьников из Междуреченска и молодая пара из Прокопьевска. Свободное место еще оставалось и нас разместили. Когда был готов торжественный ужин в честь первого в жизни детей перевала (с шоколадом на сладкое), набежали тучи и началась гроза. Дождь шел всю ночь, а утром снова разъяснилось.

День третий начался рано – мы встали даже раньше группы школьников. Гречка на завтрак, накидки на плечи (кусты были еще мокрые от дождя) и мы готовы к выходу. На прощание пара из Прокопьевска сфотографировала нас, пообещав поместить эту фотографию в местной газете. «Вы самые сумасшедшие родители года» - сказали они. И с таким напутствием мы двинулись дальше – вниз до приюта «Куприяновский», а затем до приюта «Дъяконова» всего 15 км.

Вдохновленные вчерашним Настиным восхождением на перевал, мы решили, что вниз она пойдет сама. Однако почти сразу от приюта тропа проходит через болотистый участок, и девочек пришлось нести на себе. После окончания этого участка тропа выходит к ручью и дальше до самой Куприяновской поляны идет берегом, или обходя прижимы. На берегу мы сделали привал, и полюбовались на хребет Тегертыш. Жаль, что с этого места не видно цирка Зубьев, по имени которых и назван весь район.

Тропинка ведет резко вниз по очень старому и заросшему лесом курумнику  (это каменная осыпь из камней размером с человека и более). Насте оказалось не под силу скакать по таким «ступенькам». Поэтому до самого конца перевального взлета она опять проехалась на папе. Зато Ярослав прыгал по камням с завидной ловкостью, «аки горный тур». А черная широкая накидка от дождя сделала его похожим на Бэтмена J.

Дорога вдоль ручья оказалось легче – за исключением двух прижимов, которые пришлось обойти поверху. В сухую погоду прижимы можно обойти, двигаясь практически по руслу ручья, но ведь накануне был дождь, и уровень воды существенно повысился. Зато на выступах скал грелись ящерицы – большие и маленькие, серенькие и темненькие. Вот время близится к обеду, Настя уже намекает, что она устала идти с мамой за руку, и она хочет наверх, на рюкзаке проехать. Но тут мы вышли в широкую, открытую долину, расположенную на берегу реки Большой Казыр. Леса на самой Куприяновской поляне нет, он весь расположен по склонам, зато трава достигает 1,5 метров. И по этой цветущей долине протекает чистая, глубокая река.

Приют «Куприяновский», где мы планировали  остановились на обед, был оккупирован большим числом психологов. У них проходил семинар. Много самого разного народа, оставившего в памяти неприятные чувства. Нам даже не предложили воспользоваться костром, чтобы вскипятить чай. Время до обеда еще было, и мы, быстро избавившись от лишней одежды и сходив полюбоваться на Казыр, двинулись дальше, решив пообедать через час где-нибудь по дороге.

Тропа вдоль Казыра натоптана основательно, через речки переброшены бревна, а каждые 2 километра стоит указатель, сколько осталось до «Стана Дьяконова». Подъем небольшой, солнце выглядывает из-за облаков, тишина разбавляется гулом реки. Через час мы устроили настоящий походный обед – костер, эмалированные миски и пластмассовые кружки, бревна вместо стульев. Особый восторг у Ярослава с Настей вызвал урок разведения костра «шалашиком» и «колодцем» и подбрасывание в него собственноручно сломанных дров.

После еды я прилегла с Машей, чтобы усыпить ее – прямо на коврике и спальнике, прикрывшись от солнца ветровкой. Вдохновленная нашим примером, Настя прилегла на моем рюкзаке. Мы положили ее рядом со спящей Машей, и она даже подремала немного. Нет ничего трогательней спящего ребенка; но трогательнее двух детей, спящих в тайге на спальнике, я не видела зрелища. Пока девочки спали, мы втроем пили чай, и грелись, как кошки, на солнышке. На удивление за это время никто не прошел мимо нас по тропе, было тихо, как будто кроме нас никого тут и нет.

Послеполуденное время ушло на дорогу. Последние полтора километра мы думали, что Настя не сможет пройти, потому что время было вечернее, и позади были 10 км подъемов, 6 переправ через речки, выступающие корни деревьев, болотистые участки, где надо было шагать след в след за мамой… Мы даже думали, что она сейчас потребует есть, спать, а у нас просто нет с собой палатки, и нам придется идти до приюта. Как мы недооцениваем наших детей! Когда мы увидели сквозь ветки цветной тент, натянутый рядом с приютом, Настя сказала: «Домик!», а Ярослав заявил, что хочет снять ботинки. Мы перешли ручей Высокогорный по мостику, и были встречены словами: «Они сами шли?!». На что Ярослав гордо ответил: «А мы пришли с перевала!», а Настя заскакала вокруг меня с криками: «Мама, хочу пряник!». Маша же просто бегала туда-сюда, разминая ноги после длительного пребывания «в седле». Не успели мы снять рюкзаки, как нас утащили за стол и почти силком накормили картошкой с мясом. Приют был битком набит – две группы школьников, двое приютчиков. На втором этаже мест просто не было, и спать нас разместили на первом – мужа и двоих детей на матрасе, а меня с Машей на кровати хозяина приюта. Вечером была баня, горячее какао и костер с разговорами и песнями. Правда, без гитары – она была сломана, имела только две струны и служила в качестве балалайки для любителей.

День четвертый. Изначально мы планировали радиальный вход в цирк Большого зуба – посмотреть на сам цирк, летний снег, водопады на Высокогорном. Либо хотели подняться выше по Казыру, к приюту «Мазаевский стан», где, по словам Шевалье, самая лучшая баня. Но весь день шел дождь – то мелкий, то ливневый, и мы просто отдыхали, радуясь тому, что нам никуда не надо торопится. Есть своя особая прелесть в вот таких «отдыхательных» походах – когда ты не гонишься за километрами и высотами, а внимательней приглядываешься к тому прекрасному, что вокруг тебя. «А мне так нравится спокойно лето пить, чтоб я в нем ничего не упустила…» Одна группа с приюта ушла, стало просторнее. Гуляли по берегу Казыра и ручья Высокогорный, сварили плов, хорошо поспали (в дождливую погоду всегда хорошо спится), дети увидели, как ловят хариусов… Наверное, муж думал, что через несколько дней у него закончиться отпуск, и что все-таки он прошел не зря. А я думала, что в это время могла бы сидеть на работе, и, возможно, ничего полезного не делать (ну, бывает же такое), но мне хорошо, я вместе со своей семьей, в чудесном месте, дышу чистым воздухом, пью чистую воду, и в общении с окружающими людьми все просто, душевно и по-доброму.

Пятый день – первый день нашего возвращения. Погода к нам была очень милостива – когда надо было идти, дождя не было. Рюкзаки значительно полегчали, в силах детей мы уже были уверены; единственные опасения вызывали болота, которые после дождя должны были стать менее проходимыми. Есть по пути наверх мы выпачкались лишь по щиколотку, то на обратном пути пришлось запачкаться выше колена. И все-таки спускаться легче, чем подниматься, и к обеду мы дошли до Куприяновской поляны. На приюте пообедали, и поспали с Машкой. Да простите мне суждения других, но когда десятка четыре людей, приехавших на семинар по оздоровлению, самосовершенствованию, спокойно проходят мимо спящего на коврике ребенка, которому даже 2 лет еще не исполнилось, и даже не пытаются разговаривать тише, не то что предложить зайти в дом… это с простой-то человеческой точки зрения нехорошо, а уж для человека, заявляющего, что они тут заняты своим духовным развитием, а разные всякие им мешают…

Понятно, что мы опять не стали долго задерживаться. Через 40 минут Машу разбудили и ушли.

Дорога до перевала разнообразилась ловлей бабочек – причем Настя и Ярослав научились ловить их сами. Маша требовала самые красивые цветы, чтобы собрать их в букет. На привалах мы выдавали карамельки или витамины, и дети скоро начали говорить не «когда привал?», а «хотим конфетку». Получив заветную сладость, они начинали бегать наперегонки, а Маша и вовсе порывалась самостоятельно утопать дальше, иногда вспоминая, что надо прихватить с собой рюкзак – ведь там прятались эти самые вкусности J.

Настя опять поразила нас своей выносливостью – самоотверженно шагала за ручку, и с ловкостью лезла вверх по тем самым камням, по которым с таким трудом спускалась всего два дня назад. Возможно, в резиновых сапогах ей было просто удобнее, нога меньше скользила. Но сам факт, что 3-летний ребенок может идти по туристской тропе, да еще немалые расстояния (напомню, 18 км по карте), нас с мужем приятно удивил. Мы, вспоминая первый поход с маленьким Ярославом, изначально были нацелены на то, что девочек обоих придется нести.

Благодаря удачной погоде, собственной решимости и упорности детей, подпитываемой  витаминками, конфетками и поимкой насекомых, мы благополучно добрались к вечеру до «Рубановского стана». Домик на этот раз стоял пустым, кроме пары студентов и приютчика в нем был лишь кот. Кот оказался местным, рыжеватой масти, и не был замечен ранее из-за нелюбви к шумным толпам народа. Он грелся на солнышке возле поленицы дров, и вызвал у детей бурю восторга. Девочки устраивали на него облавы и загоны, которых Васька небрежно избегал. А Ярослав принялся вспоминать оставшуюся дома любимую Муську. «Она скучает без нас, некому ее гладить… Пойду Насте помогать ловить кота!». Оказалось, что кот Васька охотиться на полевых мышей, в изобилии обитающих в округе, поэтому продукты в приюте не подвергаются нападениям грызунов. А вот от древоточцев спастись невозможно, точат стены, дрова, и даже стол. И ночью тишина постоянно нарушается громким «кррр-аккк».

Шестой день начался неспешно, мы никуда не торопились. Полноценно выспались, спокойно позавтракали. И лишь когда небо начало подергиваться облачной дымкой, предвещавшей очень возможный дождь, начали собираться. За седловиной перевала стало видно, что долина занята тучами. Мы прибавили ходу, потому что в случае дождя тропа под ногами превратилась бы в болото, а начало дороги, из-за разъезженности тяжелыми грузовиками с карьера, больше походило на буераки. Накрапывать мелкий дождик начал уже через 20 минут, и так и не прекращался. Чтобы не промокнуть, мы спешили добраться до приюта, к дяде Мише, и поэтому проскочили переправы быстро, и к 15 часам уже вышли на берег Томи. На приюте нас встретили как родных, накормили, напоили парным молоком. Расспрашивали о том, докуда мы дошли, удивлялись: «А я думала, вы только по реке подниметесь». Вечером была баня с нырянием в прохладный бассейн.

На следующий день мы прощались с этим чудесным местом, и с хозяином приюта. Шевалье объявил Машу почетным туристом Поднебесных зубьев, приглашал еще приезжать. До обеда мы еще гуляли, дышали чистым воздухом, рассматривали пихты, не встречающиеся в городах, рыбу в реке, бабочек на диких луговых цветах и высокую траву, в которой девочки могли спрятаться без труда, пили студеную воду из ручья. Посидели в деревянной беседке, с видом на реку Томь и железную дорогу, проложенную по склону сопки на противоположном берегу. Но уже пора уезжать – мы переправились на лодке, и двинулись пешком на станцию. На электричке до Междуреченска, а там и до Новокузнецка. В Междуреченске дети радостно накинулись и слопали по порции мороженого, а в Новокузнецке мы сдали вещи в камеру хранения и отправились в парк. Кроме прогулки нам надо было запастись едой на поезд. Пока дети наслаждались соком и булочками, над городом нависла грозовая туча, не просто темная, а прямо черно-лиловая. Она очень быстро налетела, в минуту превратив солнечный летний денек в бурю с потопом. От потопа пришлось заскочить в летнее кафе, пристроенное к парковому ресторану, потому что за пять минут по земле потекли мощные ручьи, сливающиеся в реки, а сверху лило так, что мы успели промокнуть до нитки. В кафе было пусто, зато продавали шикарные пирожные-корзиночки, и горячий чай. Мы сидели за столиком, слушая шум ливня по натянутой крыше, и надеясь, что такой сильный дождь не может продолжаться долго, ведь нам надо еще и на поезд успеть! Так оно и оказалось. Спустя полчаса мы двинулись к вокзалу, где уже объявили посадку на наш поезд. Утром прибыли домой.